КАЗАКИ, этническая, социальная и историческая общность (группа),
объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков... Казаков
определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность или как особую
нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Словарь Кирилла и Мефодия 1902 год.
ЭТНОС
Этнос - это очень близкое понятие к привычному – народность. Сообщество людей (индивидуумов),
имеющих общих предков, разговаривающих на одном языке, подчиняющихся единым
морально-этическим правилам, не имеющих существенных различий в мировосприятии.
(Лимарев)
Этнос –
коллектив людей,
естественно сложившийся на основании оригинального стереотипа поведения,
существующий как энергетическая система (структура, противопоставляющая себя
всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности. Эти коллективы разнятся между
собой, иногда по языку, иногда по обычаям, иногда по системе идеологии, иногда
по происхождению, но всегда по исторической судьбе.
(Гумилев)
Суперэтнос– ряд этносов принявших
единые супер этнические ценности, имеющих схожее
мировосприятие. (Лимарев)
Суперэтнос- этническая система,
состоящая из нескольких этносов, проявляющаяся в истории как мозаичная
целостность.
(Гумилев)
ЭТНИЧЕСКИЕ
КАЗАКИ СУПЕР ЭТНОС (точка)
Как в прошлом, так и в настоящем, российской
империи выгодно считать казаков неким сословием русских, не задумываясь, а кто
- же собственно русские? Далее в данном разделе мы рассмотрим и данный вопрос.
Стражи империи (политики) считают, что
признание казаков народом, отличимым от русских, это угроза целостности
империи. Опираясь на данную искусственно надуманную «запугивалку», переступая
через все международные соглашения, законы собственной страны, мнение ученых,
походя очерняя этнических казаков, беспардонно поддерживают бегло - холопскую
версию происхождения казаков. Заявляют, что казаки это русские (см. все
учебники и справочники)?…
В данном разделе, окончательноразоблачается(под мнимым страхом
перед искусственно надуманным казачьимсепаратизмом),желаниесовременных слугимперии, правдами и неправдами, вопреки
собственным и международнымзаконам, ниже приведенным генетическим исследованиям ученых,не признавать этнических
казаковсамодостаточным,
имеющим собственную много вековую культуру и язык,народом, = супер этносом, = нацией.
В свете последних научных данных ученых
генетиков, лингвистов и археологов, в данном разделе ставится окончательная
точка. КАЗАКИ - этнос, –
народ, – нация. достаточно отличимый от русского народа супер этнос.
Смотрите следующие разделы:
ГЕНЕТИКА
ЛИНГВИСТИКА
АРХЕОЛОГИЯ
Раздел составил, Попков. В. Г.
Начиная с XVII века, т. е. с создания централизованного Русского
государства в России проводилась политика направленная на создание
обособленности каждой социальной группы, сословия, по отношению друг к другу.
Наиболее ярко это выразилось в XVIII веке. Все русское общество делилось на
сословия. Казачество в этом случае не стало исключением, хотя если говорить о
культурно-этнических процессах с самого начала и до разгрома в нем проходили
одновременно два процесса, определивших казачество как единственный и
уникальный феномен в истории. С одной стороныгосударство всячески насаждало казачеству сословность. Определяло его как
служивое сословие, все более и более выпячивая фактор сословности. Это давало
государству возможность вмешиваться в жизнь казачьих обществ (войск),
переселять и упразднять их. С другой стороны столь же
сильнымибыли этнические процессы. Обособление
культурной сферы, которая формировалась под влиянием соседних народов. Так
формировались обычное право, костюмы, культура, самосознание казаков. Поэтому,
пройдя через горнило испытаний в начале ХХ века, казаки (казачество)
сохранилось как этнос. В наибольшей степени этнические процессы происходили в
Донском, Кубанском и Терском казачьих войсках, каждое из которых отличается
своей неповторимой культурой и самобытностью. Особенно выделяются Кубанское и
Терское войска. Их культура развивалась под влиянием донского и запорожского
казачества, а такжевлиянием культуры
горских народов (манеры поведения в быту, в семье).К началу ХХ века эти войска представляли собой действительные этнические группы,причем замкнутые, поскольку притока извне уже не было, и представляли
собой неотъемлемую часть Северо-Кавказской цивилизации.
Читать полностью,-В. П. Громов, доктор исторических наук.
КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Электронная
версия словаря-справочника подготовлена кандидатом физико-математических наук,
доцентом кафедры математического моделирования и информационных технологий,
Запорожского государственного университета
КУРАПОВЫМ СЕРГЕЕМ ВСЕВОЛОДОВИЧЕМ
Выдержки
из казачьего словаря справочника:
КАЗАКИ - народность,
образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между
Туранскими племенами скифского народа Кос-Сака (или Ка-Сака) и Приазовских
Славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Танаитов (Донцов).
Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают
возможность установить довольно точно эпоху и место возникновения нашего имени
в его первоначальных формах, а также непрерывность процессов метисации разнородных
племен, при создании единой народности казачьей и время торжества среди них
славянской речи. От глубокой двадцативековой древности и до наших дней
звучание и начертание Казачьего имени в источниках подвергалось только незначительным
изменениям. Первоначально у Греков оно писалось, как Коссахи. Так Географ Страбон
называл военный народ, размещавшийся в горах Закавказья при жизни Христа
Спасителя. Через 3-4 века, еще в античную эпоху, наше имя неоднократно
встречается в Танаидских надписях (инскрипциях), обнаруженных и изученных
В..В. Латышевым. Его гpeческое начертание Касакос сохранялось до Х в., после
чего русские летописцы стали его смешивать с общекавказскими именами Касагов,
Касогов, Казягъ. Первоначальное греческое начертание Коссахи дает два
составных элемента этого названия «кос» и «сахи», два слова с определенным
скифским значением «Белые Сахи». Но название скифского племени Сахи
равнозначно с их же Сака и потому следующее греческое начертание «Касакос»
можно трактовать, как вариант предыдущего, более близкий к современному. Смена
приставки «кос» на «кас» очевидно, причины чисто звуковые (фонетические),
особенности произношения и особенности слуховых ощущений у разных народов.
Эта разница сохраняется и теперь (Казак, Козак). Коссака, кроме значения Белые
Сака имеет и еще одно скифо-иранское значение - «Белые олени».
От глубокой древности и до наших дней
жизнь Казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской. Перемещения
их предков в ранний кочевой период означены «торческими» курганными
погребениями с одним конем. Они указывают первоначальное переселение в III-II
в. до Р. Хр. из Закавказья на Сев. Кавказ, где их племена начали постепенный
переход к оседлости, интенсивно внедряясь в жизнь Славян Меотиды (Северы
-Плиния и Сувары - Птоломея). В результате процессов, которые в археологии
принято называть «внедрением Сарматов в среду Меотов», на Сев. Кавказе и на
Дону появился смешанный славяно-туранский тип особой народности, делившейся
наряд племён, известных истории под именами Торетов, Торпетов, Торков, Удзов,
Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников и др. В пятом веке, после нашествия
Гуннов, большинство из них оказалось между Волгой и Яиком, куда вместе с ними
перешли и «торческие» погребения. Распространились они и в верхне-донскую
лесостепь, где арабские историки в VIII в. обнаружили Сакалибов, а Персы,
через сто лет после них, Брадасов-Бродников. Оседлая часть этих племен,
оставаясь на Кавказе, подчинялась Гуннам, Болгарам, Казарам и Асам-Аланам, в
царстве которых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак (Гудуд ал Алэм).
Там же среди них окончательно восторжествовало христианство, после
апостольской проповеди св. Кирилла, ок. 860 г. На 35 года позднее, Кассаки
Поволжья, Удзы и Торки, выполняя военное поручение Хазарского кагана, выгнали
из-за Волги Печенегов и принудили их уйти за Донец и Днепр. При этом часть Печенегов
покорилась Удзам и Торкам и вместе с ними переселилась на Нижний Дон.
По всему Приазовью и по Дону в то
время звучала уже славянская речь. Об этом знали Греки, давшие своими
свидетельствами основание автору Российских Четьи Миней утверждать, что жители
Приазовья «коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ
скифский, языка славянского, страна же их была близ Меотического озера» (по
Ригельману). Казачий антропологический тип и казачья разговорная речь
формировались в обстановке количественного преобладания Приазовских Славян, но
до настоящих дней в нашем народе сохранилось много туранских физических
свойств, много вкраплений туранских слов и оборотов речи, из которых самым
значительны» надо признать отсутствие форм среднего рода. Не напрасно казачий
язык раньше считался славяно-татарский.
То же касается и Подонских Бродников.
Изученные антропологически донские погребения «начального периода существования
Саркела (см.) показывают, что уже раннее население его было смешанным. В него
вошли компоненты типичны для населения Южного Поволжья и Подонья» (В.В.
Гинцбург, МИА 109). Речь здесь идет о том смешанном населении, в котором сов.
археология предполагает Бродников (М. А. Артамонов, МИА 62). По общему мнению
Бродники - неоспоримые предки Донских Казаков. Они указаны в персидской
географии десятого века (Гудуд ал Алэм) на Сренем Дону под именем Брадас и
известны там до XI в. после чего их прозвище заменяется в источниках общим
казачьим именем.
В 965 г. Земля Касак путем завоевания
попала под власть Киева. В 988 r. oна передана в управление одному из
Рюриковичей, Mcтиславу Владимировичу, который после смерти отца отложился от
Киева в со своими Коссаками (Косаги, Казягъ летописей) и Казарами занял
подонские н донецкие степи до Чернигова. В кровавом бою Мстислав разбил под
Лиственом, выступившего против него, киево-новгородского князя Ярослава и стал
государем державы, получившей название по главному городу Томаторкани (у
Русских - Тьмутаракань). До 1601 г. Томаторкань объединяла в своих границах
все племена Коссаков и простиралась от Кубани по всему Додонью, Донцу и
Северщине, включая Курск и Рязань. Упадок этой казачьей монархия начался с
приходом в Черноморские степи племенного союза Кипчаков или Половцев
(1060г.,). Юг державы. Земля Касак вместе со столицей Томаторканью, еще полтора
века после этого оставался независимым государством. Это колыбель Казаков
Азовских, Гребенских, Казаков-Черкасов, вышедших отсюда на Дон и Днепр. Жители
же центральной степной части государства, занятой Половцами. отошли в
лесо-степь и продолжали бороться против них сообща с Русью, в качестве ее
федератов (см.), верных Клобуков. В русских летописях Черные Клобуки после
стали называться Черкасами и Казаками. Все они попав на Днепр, оставались там
семь веков. В свою очередь, часть населения державы Томаторканской скрылась в
Крыму и запечатлена там в генуэзском колониальном уставе, как Казаки охраны
колоний.
С приходом Монголов в 1223 г.
Подонские Бродники оказались на их стороне и бились против Руси на р. Калке.
Когда же по Вост. Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все Казаки
оказались в границах монголо - татарской империи. Тут они пользовались некоторыми автономными
правами, имели во главе своей Церкви епископов Сарайских и Подонских и в
большинстве сохранили свой славянский язык и христианскую веру, хотя
впоследствии среди них появились и магометане. Под властью ханов Донские
Казаки оставались до конца четырнадцатого столетия, а Днепровские веком
больше. Те и другие должны были выполнять некоторые служилые и хозяйственные
повинности.
Когда в Орде начались междоусобия Казаки,
жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских
шаек. Это побудило их принять участие в восстании Московского князя Димитрия.
Однако, разгром войск Мамая на Куликовом Поле (1380 г.) не принес освобождения
для Руси и стал роковым для Казаков: Татары принудили их очистить берега
степной части Дона и переселиться не только в его верховья, но и дальше на
север вплоть до Камы, Сев. Двины и Белого моря. Днепровские и Перекопские
Казаки отложились от Крыма после того, как ханы покорились власти султана, т.
е. в конце XV в., Азовские же оставались на местах до начала XVI, а потом,
рассорившись с Турками, перекочевали ближе к Северской земле. Там они
объединились с общиной Казаков Белгородских.
Последними ушли от ханов Ордынские
Нагайские и Ордынские Астраханские Казаки, соединившиеся с Донцами только во
второй половине шестнадцатого столетия. От этих дат жизнь Казаков оказалась
связанной с судьбами великих княжеств Московского и Литовского. В условиях
постоянной турецко-татарской угрозы, явилась необходимость служить двум
династиям: Рюриковичам в Московии и Гедиминовичам в Литве. Протестом против
этой необходимости явилось образование двух казачьих «речных республик» на Дону
и на Нижнем Днепре, которые послужили крепкими очагами возрождающейся
казачьей независимости и главными центрами объединения казачьей народности.
Однако, на родную землю и в родную
среду возвращались не все Казаки. Многие роды и семьи остались на насиженных за
столетие местах Московии, Литве и Польше. Они с готовностью служили интересам
в. князей, царей и королей принимали их щедрые монаршие милости, в виде
«жалований», «привилеев», земельных поместий, дворянства, шляхетства, роднились
с семьями Русских, «Литвы», Поляков и постепенно растворялись в их среде. Дети
и внуки казачьих эмигрантов оставались также и на далеком севере. Привыкнув к
суровому климату, они двинулись небольшими группами на-восток через горы и
сплошные массы изобильных лесов. Промышляя пушным зверем и покоряя местные
.племена, они усвоили для московских царей огромные пространства Сибири. В
первое время они еще помнили о связях с Донскими Казаками, называли себя
«сынами Тихого Дона», и положив начало ряду новых военных общин, стали
именоваться Казаками Терскими, Уральскими, Сибирскими, Забайкальскими и т. д.
Единые по происхождении они оказались разделены огромными пространствами, жизнь
их потекла по свои особенным путям. На следующем историческом этапе XVI-XVI1I
вв. главная казачья масса выступает в качестве Донцов и Запорожцев,
возвратившихся с Днепра на исконную Землю Касак в Приазовье под именем Казаков
Черноморских в конце восемнадцатого века.
Наша древняя история пока
восстановлена только в схеме и потому не раз представляется в искаженном виде,
иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков.
Вместе с тем, непоколебимой остается старая точка зрения, изложенная в
этнографическом труде профессора Московского университета Е. Ф. Зябловского
(Всеобщая география Российской империи. М. 1807, ч. 3 стр. 16) и в учебнике
русской геогфии К. И. Арсеньева, где казаки указываются в качестве особого славянскою
народа, занимающего часть России, наряду с господствующими Россиянами и покоренными
Поляками.
КАЗЯГЪ - название народа жившего в державе
Томаторканской и пополнявшей дружину своего князя Мстислава Храброго. В
Вологодско-Пермской и Никаноровской летописях под годом 1025 сохранилась
запись: «Поиде Мстислав с Козары и с Казягъ на великого князя Ярослава».
КАСАГИ или КАСОГИ - в русских
летописях общее название севере-кавсказеких племен; некоторые летописи отличают
от них народ Казягъ. Так Никаноровская и Вологодско-Пермская, представляя
К-гов. как народ покоренный Мстиславом Хpa6рым («В си же времена сущу
Мстиславу Тмуторокани поиде на Косоги»), через три-четыре строчки, под годом
1022. указывают Казягъ, как воинов высокоценимой князем дружины: «Поиде
Мстислав с Козары и с Казягъ на великого князя Ярослава». А побив Ярослава
под Лиственом радовался: «Кто сему не рад, се лежит Северянин, а се Варяг, а
своя дружина цела». Разве, недавно покоренные, Касоги могли сразу состарить
любимую «по велику» дружину Мстислава? Это едва ли было возможно. И значит,
Казягъ составляет особый род Касогов, имя которых летописцы применяли ко всем
степным племенам Сев. Кавказа, включая в их число и Казаков. От XV в. общее
имя К. в летописях и актах заменяется таким же общим названием Черкасы, в
котором только много позднее начинают отличать Черкасов Горских (Адыге,
Кабарду) от Днепровских и Донских Черкасов-Казаков. Это еще больше убеждает,
что среди летописных К-гов находились и наша казачьи предки. Не даром и Масуди различает
горных кашаков от степных: Касаков.
КАСАК - первоначальная писанная форма казачьего
имени; она полностью сохраняется в английском и испанском произношении. В
персидской географии десятого века (Гудуд ал Алэм, §48) на юг от моря Гурз
(Азовского) значится, принадлежащая Аланам, Земля Касак. В то время ее
население состояло из остатков Меотов и Приазовских Славян, среди которых Торки
и Торпеты настолько славянизированы, что их считают Скифо-славянами (Татищев,
Великие Четьи Минеи). Русские летописцы называют их иногда Козарами. Историк
Татищев указывает летописи, в которых говорится, что Олег Свя-тославович,
возвратившись в Томаторкань, после принудительного пребывания в Византии,
пленивших его Казаров в 1082 г. «именуя Торками, казнил» (История Российская,
т. 2, стр. 249в изд. 1963 г.).