Воскресенье, 28.04.2024, 17:15
Приветствую Вас Гость | RSS
этническое казачье движение
Главная
Регистрация
Вход
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Меню сайта

Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Форма входа

    стр. 9.
     ПОЧЕМУ ПРОИГРАЛИ БЕЛЫЕ

    МОЛЧАНОВ Л.А. (Москва).

    Конституция Кубанского края 1918 г.

    Конституция Кубанского края 1918 г. (ее полное название - Временное положение об управлении Кубанским краем) появилась в один из самых сложных и противоречивых периодов отечественной истории, когда российская государственность переживала острый кризис. Россия как единое государство перестала существовать, развитие политических, экономических и социальных процессов происходило в чрезвычайных условиях гражданской войны, в обществе отсутствовала стабильность.

    В это время правительствами российских противобольшевистских государственных образований было подготовлено достаточно большое количество конституционных актов. Они носили временный, переходный и декларативный характер. Такой же была и Конституция Кубанского края. Она отражала соотношение социально-политических сил в крае, сложившееся к моменту ее разработки и принятия. Конституция юридически закрепляла переходный этап на пути Кубани к сословной и политической обособленности и самостоятельности.

    Конституция появилась в условиях жесткого противостояния и борьбы за власть между кубанским казачеством и Добровольческой армией. С лета 1918 г. по мере освобождения Кубани от большевиков отношения между властями Кубанской области и деникинским руководством обострялись. Тесные союзнические отношения между кубанцами и добровольцами, достигнутые в ходе совместной борьбы с Красной армией, стали портиться. Слишком сильно расходились их политические доктрины. Деникин как руководитель Вооруженных сил юга России обоснованно полагал, что на время военных действий вся полнота власти в регионах, занимаемых белыми армиями, должна принадлежать ее командованию. Он являлся выразителем идеи восстановления единства России. Это восстановление должно было, по его мнению, происходить вокруг Добровольческой армии.

    Деникинское командование доказывало, что освобождение Кубани неразрывно связано с освобождением России. Для успешной борьбы с большевиками России нужна сильная армия и единое правительство. Создание во время войны независимого государственного образования на территории Кубани с верховной властью казачьего правительства ослабит борьбу. В области государственного управления политики Особого совещания предлагали оставить дореволюционный статус казачьих земель и требовали подчинения Кубани "Временному положению об управлении областями, занимаемыми Добровольческой армией".

    Деникин и его окружение полагали, что кубанские самостийные политические течения не имеют глубоких корней в казачестве, не пользуются симпатиями населения и вооруженных сил области, поэтому не представляют большой силы. Это был политический просчет деникинского командования, это свидетельствовало о его плохом знании общественных настроений в казачьих областях. Как показало развитие событий, самостийные течения в значительной степени отвечали подлинным настроениям и устремлениям кубанских казаков.

    Кубанские политические лидеры выступали против всех проектов, предлагаемых командованием Добровольческой армии и основанных на сосредоточении в руках главнокомандующего всей полноты власти. Кубанское казачество также стремилось к восстановлению единства России, но оно видело будущее государства в виде федерации, в которую вольются различные области после восстановления в них должного порядка. По мнению политиков края, пока в России не установится законная власть в лице Учредительного собрания, Кубанская область должна существовать как независимое, самостоятельное государство.

    Однако внутри кубанского общества также не было единства по поводу государственного статуса области. Между казаками существовало старое разделение на две более или менее определенные политические группировки, "черноморцев" и "линейцев".

    "Линейцами" были казаки южных отделов (районов) области, в основном выходцы с Дона. "Черноморцами" назывались жители нижнего течения Кубани и побережья Азовского моря, потомки запорожцев. "Линейцы" выступали за компромисс с Особым совещанием. "Черноморцы" были наиболее последовательны в сепаратистских намерениях. Кроме того, за договоренность с деникинским командованием выступал и ряд военных чинов Кубани Некоторые военачальники недвусмысленно намекали на то, что они откроют фронт большевикам, если не будет достигнуто соглашение с Деникиным. В условиях противостояния с добровольцами существующие разногласия обострились. В конце 1918 г. в крае и, особенно в его столице, Екатеринодаре, создалась напряженная обстановка.

    Дальнейшее обострение противостояния края с Особым совещанием было связано с избранием и деятельностью Чрезвычайной Краевой рады Кубанского края, высшего органа представительной власти области. Выборы, проведенные осенью 1918 г., принесли победу рядовым казакам и крестьянам. Их насчитывалось 60% от общего состава рады. 25% членов рады являлись офицерами, 15% представляли другие прослойки казачьей интеллигенции, Депутаты объединялись во фракции в основном по территориальному признаку. Всего насчитывалось 9 групп: Лабинского, Кавказского, Екатеринославского, Таманского, Ейского, Майкопского и Баталпашинско-го отделов Отдельные группы составляли горцы и представители Добровольческой армии. 28 нояб. 1918 г. рада начала работу. Ее председателем был избран Н.С.Рябовол. 1 ноября 1918 г. на заседании Краевой рады выступил приехавший с фронта Деникин, что говорило о понимании им большой политической важности происходящего события.

    Одним из первых шагов Краевой рады было принятие декларации, определяющей статус Кубанской области. В ней провозглашалась суверенность края и его автономность в будущей федеративной России. В знак протеста командование Добрармии отозвало из рады своих представителей. Окончательный разрыв был временно отложен избранием радой войсковым атаманом генерала А.П.Филимонова, сторонника "линейцев" и компромисса с командованием Деникина.

    В таких условиях председателем краевого правительства Л.Л. Бычем на втором заседании Чрезвычайной рады Кубанского края, состоявшемся 29 окт 1918 г., впервые был поставлен вопрос о необходимости подготовки конституции Кубанской области

    К этому времени кубанский государственный строй все более отчетливо приобретал формы своеобразного казачьего парламентаризма, которому конституция должна была дать законченное выражение. Она должна была зафиксировать форму настоящей организации власти в Кубанской области и дать ответ на вопрос о месте Кубани в будущем Российском государстве после ожидаемой победы над большевиками.

    Первоначальный проект новой Конституции был выработан в Совете правительства. Для дальнейшего рассмотрения проект был передан в комиссию рады по самоуправлению. Она подготовила свою редакцию документа, которая отличалась от правительственного проекта. Большие споры в комиссии вызвал вопрос о том, кто же может быть войсковым атаманом.

    Высказывались мнения, что главою края может быть любой человек, много сделавший для края, любящий его и хорошо знающий проблемы его народа. Другие говорили, что атаманом края может быть только казак, который родился и вырос на кубанской земле В результате бурных споров комиссией была принята формулировка, вводившая для должности атамана ценз по военной службе. В проекте появилась статья о том, что войсковым атаманом может быть не только природный, но и приписной казак, прослуживший краю не менее 15 лет.

    Зрелый государственной подход проявила комиссия при обсуждении проблем организации местной власти в крае. В частности, бурно дебатировался вопрос об избрании в каждом отделе края региональной представительной и исполнительной власти в лице местной рады и атамана Это в перспективе подрывало целостность Кубанской области, укрепляло местный сепаратизм и снижало эффективность действия государственного аппарата. Комиссия не поддалась достаточно широко распространенным в то время охлократическим настроениям и решила этих институтов не вводить. К сожалению, при реформировании современной российской государственности возобладал иной подход, что привело к противоречиям во многом неразрешимым ни политическим, ни военным путем

    Большим испытанием на прочность демократических намерений кубанского общества явилось обсуждения в комиссии вопроса о выборах в Законодательную раду, которая должна была выполнять функции представительной высшей власти в перерывах между работой Краевой рады. Часть членов комиссии настаивала на том, чтобы парламентарии Законодательной рады избирались только из числа делегатов Краевой рады. Правительственное предложение сводилось к всенародному избранию постоянно действующего кубанского парламента. В конце концов, победили демократические требования и предложение правительства. Небезынтересно вспомнить, что в ходе перестройки политической системы Советского Союза в 1988-1991 гг. Верховный совет СССР и верховные советы союзных республик избирались не всенародным голосованием, а формировались из представителей съездов народных депутатов.

    Отдельные положения конституции обсуждались в согласительной комиссии, созданной по договоренности с Деникиным для разрешения спорных вопросов. В состав комиссии входили: члены кубанского правительства Ф.С.Сушков, ДБ.Скобцов, управляющий ведомством внутренних дел Калабуков, управляющий ведомством юстиции А.А. Ламитоков, А.А.Макаренко, член Кубанской рады С.Ф.Манжула, Долгополое, Ю. А. Коробьин, Е.Е. Ковалевский и др.

    На стороне Добровольческой армии из лиц гражданских в числе уполномоченных главнокомандующего находились адвокат В.Ф.Зеелер, А.А.Нератов, члены Особого совещания Н.И.Астров, К.Н.Соколов и др.

    В работе комиссии участвовали генерал-лейтенант Лукомский, полковник Туненберг, генерал-майор Харитонов, полковник Сальников, генерал-майор Тихменев

    В ходе работы комиссии представители Особого совещания в очередной раз попытались добиться от кубанцев признания власти Главного командования И в очередной раз эта идея вызвала возмущение со стороны казаков Оказавшись не в состоянии договориться от общих принципах, добровольцы и кубанцы искали спасения в решении конкретных вопросов Но к каждому из них делегации подходили со своей принципиальной точки зрения

    Принципы были непримиримо различны, поэтому попытки договориться закончились неудачей Среди множества вопросов., обсуждавшихся на заседаниях комиссии, одним из важнейших являлся вопрос о кубанской армии Кубанцы требовали создания собственной армии и хотели зафиксировать это в конституции Представители деникинцев выступали против этого положения, так как оно нарушало единство управления армиями и вело к снижению их боеспособности. Но представители кубанцев твердо стояли на своем и не шли на уступки. В ходе работы согласительной комиссии никаких существенных изменений в проект конституции внесено не было 5 декабря 1918 г. на 33 пленарном заседании Чрезвычайной краевой рады Конституция была принята в третьем чтении Ее принятие было временной победой самостийной политики кубанского руководства в его борьбе с Особым совещанием Конституция была небольшой по объему и состояла из преамбулы и XI разделов, каждый из которых включал от 1 до 17 статей

    Исторические условия появления на свет Конституции в значительной степени предопределили ее социально-политическую сущность, содержание и форму Она включала основные положения об управлении краем, определяла компетенцию высших законодательных и исполнительных органов власти, права и обязанности граждан Ее содержание в корне расходилось в "Временным положением об управлении областями, занимаемыми Добровольческой армией" Такая ситуация делала практически невозможным ее применение и до предела обостряла отношения между командованием Добровольческой армией и кубанскими властями

    Конституция Кубанского края принималась в переходный период, когда, с одной стороны, процесс политических и экономических пре -         образований требовал новой организации государственной жизни области, а с другой - отсутствовали условия для ее тщательной разработки Она создавалась с перспективой ее возможной переработки и корректировки в будущем с учетом новых исторических условий и изначально принималась на временной основе. Поэтому она фиксировала, прежде всего, политическое положение дел на текущий момент Принятием Конституции кубанские власти пытались решить вопрос о разграничении функций, полномочий и компетенции органов власти, а также законодательно закрепить положение Кубанского края на антибольшевистском Юге России. Это наложило отпечаток на порядок регулирования общественных отношений, который очень специфически решался в Конституции

    Конституционная модель, представленная в Временном положении об управлении Кубанским краем, характеризовалась ограниченностью предмета конституционного регулирования, который практически сводился к политическим и гражданским (в смысле прав личности) отношениям Объектами регулирования являлись организация государственной власти (система высших органов государства, их организация, компетенция, взаимоотношения) и правовой статус личности, ограниченный гражданскими и политическими правами и свободами Конституция Кубанского края оставляла многие элементы государственности за пределами своего внимания, предоставляя их регулирование обычному законодательству или практике. В ней ничего не говорилось о территориальной организации государства, не называлась система местных органов власти, форма взаимоотношений центральной власти и местной

    Экономические и социальные отношения оставались вне рамок конституционного регулирования. В Конституции не было статей, определявших экономическую основу края. Кубанские законодатели не сочли необходимым хотя бы частично зафиксировать эти положения в конституции, несмотря на то, что в ходе работы Краевой рады вопрос об экономике края обсуждался и был подготовлен специальный законопроект, касавшийся прав собственности и основ землепользования

    Конституция Кубанского края провозглашала создание в крае демократического государства. Источником государственной власти объявлялся народ. Конституция проводила принцип разделения властей Носителем законодательной власти в крае являлась Краевая и Законодательная Рады Высшей исполнительной властью являлись войсковой атаман, и краевое правительство Судебная власть осуществлялась независимыми судами

    В компетенцию Краевой рады входило избрание войскового атамана, а также рассмотрение и утверждение законов конституционного уровня Краевая рада созывалась Войсковым атаманом или Законодательной радой По разрешении вопросов, ради которых она созывалась, полномочия ее считались прекращенными

    Примерно те же функции выполняли съезды народных депутатов, существовавшие в СССР-РФ в 1989-1993 гг. Законодательные акты, принятые Краевой радой, были окончательными и не требовали утверждения войсковым атаманом

    Законодательная рада избиралась на три года. Она осуществляла законодательную деятельность на постоянной основе и пользовалась правом законодательной инициативы. Рада пользовалась широкими правами. К ведению Законодательной рады относились вопросы принятия и утверждения краевого бюджета и проектов правительственных займов, определение ежегодного контингента призывников, ратификация международных договоров, оценка деятельности краевого правительства. Вотум недоверия правительству означал немедленную отставку кабинета.

    Главой Кубанского края был войсковой атаман. Он избирался Краевой радой на 4 года. Атаман назначал председателя и членов правительственного кабинета. К его компетенции относилось утверждение законов, принятых Законодательной радой. Он имел право вето и мог не утвердить законопроект. В этом случае проект возвращался назад в раду для нового рассмотрения. Однако если законопроект после вторичного рассмотрения радой принимался вновь, утверждение атаманом уже не требовалось, и закон должен был быть обнародован в трехдневный срок. Специфика правового положения атамана заключалась в том, что его полномочия были ограничены главою краевого правительства. Все акты атамана должны были иметь подпись председателя правительства и без нее были недействительны.

    Анализ закрепленных в Конституции прав и свобод граждан свидетельствует о ее высокой демократической направленности. Она гарантировала гражданам права и свободы, которые обеспечивали им правовую возможность активного участия в общественной и государственной жизни. Конституцией провозглашалась свобода совести, неприкосновенность личности и жилища, свобода слова и печати, собраний и союзов. Однако условия гражданской войны оказывали воздействие на положения о гражданских свободах. В Конституции при особых обстоятельствах оговаривалась возможность введения цензуры

    Спешка при подготовке и принятии кубанской Конституции сказалась в том, что в ней отсутствовали специальные статьи, определяющие обязанности граждан. Исключением была воинская повинность. Но условия ее выполнения, связанные с призывным возрастом, сроком службы и т.д., в конституции не оговаривались.

    Ограниченность предмета конституционного регулирования во Временном положении сказалось на слабой проработке положений о гражданстве Кубанской области. Правом избирать и быть избранными пользовались только "жители кубанского края". Остальные российские граждане пользовались в Кубанском крае защитою закона на общих с гражданами края основаниях. Эта нечеткая формулировка не давала ясного правового ответа на вопрос, являются ли граждане края гражданами России? Кроме того, в акте отсутствовали статьи о предоставлении прав на гражданство.

    Кубани, несмотря на то, что вопрос о предоставлении кубанского гражданства активно дискутировался в период подготовки Конституции. Подобное, мягко говоря, легкомысленное отношение кубанских законодателей к проблемам гражданства и гражданского равноправия являлось свидетельством невысокой политической культуры общественности области, стремящейся к демократии, но еще не умеющей жить в демократических условиях. Кроме того, зафиксированное в Конституции фактическое гражданское неравенство сокращало социальную базу сторонников кубанской автономии и ослабляло единый фронт борьбы с большевиками.

    Конституция Кубанского края является важным памятником политической истории России и дает богатый материал для изучения регионального законодательного творчества в годы гражданской войны. Она достаточно полно раскрывает разногласия между кубанским казачеством как носителем национальной идеи в ее сословном варианте и Особым совещанием, представлявшем единую российскую власть на юге России, те разногласия, которые привели в конечном итоге к подрыву союза казаков и Добровольческой армии, что отразилось гибельным образом на окончательной судьбе белых армий Юга России.



    После Февральской революции 1917 г. на Кубани сложилась политическая ситуация, отличная от общероссийской. Вслед за назначенным из Петрограда комиссаром Временного правительства К. Л. Бардижем и возникшим 16 апреля Кубанским областным Советом, Кубанская войсковая Рада на своем I съезде провозгласила себя и войсковое правительство высшими органами управления войска. Сложившееся таким образом "троевластие" просуществовало до 4 июля, когда Рада объявила Совет распущенным, после чего К. Л. Бардиж всю полноту власти в области передал войсковому правительству.

    Опережая развитие событий в Петрограде, заседавшая в конце сентября-начале октября II -я краевая Рада провозгласила себя верховным органом не только войска, но и всего Кубанского края, приняв свою конституцию - "Временные положения о высших органах власти в Кубанском крае". После того, как одновременно начавшиеся 1 ноября 1-я сессия Законодательной Рады и часть 1-го областного съезда иногородних объединились, они заявили о непризнании власти Совнаркома и на паритетных началах сформировали Законодательную Раду и краевое правительство. Председателем Рады стал Н.С. Рябовол, председателем правительства вместо избранного атаманом Кубанского войска А. П. Филимонова - Л. Л. Быч. 8 января 1918 г. Кубань была провозглашена самостоятельной республикой, входящей в состав России на федеративных началах.

    Выдвинув лозунг "борьбы с диктатурой слева и справа" (то есть с большевизмом и угрозой реставрации монархии) кубанское правительство пыталось найти свой, третий путь в революции и гражданской междоусобице. За 3 года на Кубани у власти сменилось четыре атамана (А. П. Филимонов, Н. М. Успенский, Н. А. Букретов, В. Н. Иванис), 5 председателей правительства (А. П. Филимонов, Л. Л. Быч, Ф. С. Сушков, П. И. Курганский, В. Н. Иванис). Еще чаще менялись составы правительства - в общей сложности 9 раз. Столь частая смена правительства во многом была следствием внутренних противоречий между черноморским и линейным казачеством Кубани. Первое, экономически и политически более сильное, стояло на федералистских (так называемых "самостийных") позициях, тяготея к "неньке-Украине". Его наиболее видными представителями были К. Л. Бардиж, Н. С. Рябовол, Л. Л. Быч. Второе политическое направление, представленное атаманом А. П. Филимоновым, традиционно для русскоязычных линейцев ориентировалось на единую и неделимую Россию.

    Тем временем состоявшийся 14-18 февраля 1918 г. в Армавире I съезд Советов Кубанской области провозгласил Советскую власть на всей территории области и избрал исполком во главе с Я. В. Полуяном. 14 марта Екатеринодар был взят красными войсками под командованием И. Л. Сорокина. Покинувшая столицу края Рада и ее вооруженные силы под командованием В. Л. Покровского объединились с Добровольческой армией генерала Л. Г. Корнилова, выступившей в свой первый Кубанский ("Ледяной") поход. Основная часть кубанского казачества не поддержала Корнилова, 13 апреля погибшего под Екатеринодаром. Однако полугодовой период пребывания на Кубани советской власти (с марта по август) изменил отношение к ней со стороны казаков. В результате 17 августа в ходе второго Кубанского похода Добровольческая армия под командованием генерала А. И. Деникина заняла Екатеринодар. В конце 1918 г. она на 2/3 состояла из кубанских казаков. Однако часть из них продолжала сражаться в рядах Таманской и Северо-Кавказской красных армий, отступивших с Кубани.

    После возвращения в Екатеринодар Рада приступила к решению вопросов государственного устройства края. 23 февраля 1919 г. на заседании Законодательной Рады был утвержден 3-х полосный сине-малиново-зеленый флаг Кубани, исполнен краевой гимн "Ты, Кубань, ты - наша Родина". Накануне в Париж на Версальскую мирную конференцию была послана делегация Рады во главе с Л. Л. Бычем. Идея кубанской государственности вступила в конфликт с лозунгом генерала Деникина о великой, единой, неделимой России. Председателю Рады Н. С. Рябоволу это противостояние стоило жизни. В июне 1919 года он был застрелен в Ростове-на-Дону деникинским офицером.

    В ответ на это убийство с фронта началось повальное дезертирство кубанских казаков, в результате которого в Вооруженных силах юга России их осталось не более 15%. На парижский дипломатический демарш Рады Деникин ответил ее разгоном и повешением полкового священника А. И. Кулабухова. События ноября 1919 г., названные современниками "Кубанским действом", отразили трагедию судьбы кубанского казачества, выраженную фразой "свой среди чужих, чужой среди своих". Это выражение может быть отнесено и на счет кубанских казаков, воевавших на стороне красных, - И. Л. Сорокина и И. А. Кочубея, после гибели объявленных советской властью авантюристами. Позднее, в конце 30-х, их судьбу разделили известные кубанские большевики-казаки - Я. В. и Д. В. Полуян, В. Ф. Черный и другие.

    Взятие Екатеринодара частями Красной армии 17 марта 1920 года, эвакуация остатков деникинской армии из Новороссийска в Крым и капитуляция 2-4 мая под Адлером 60-тысячной Кубанской армии не привели к восстановлению гражданского мира на Кубани. Летом 1920 года развернулось повстанческое движение казачества против советской власти в Закубанье и приазовских плавнях. 14 августа в районе станицы Приморско-Ахтарской высадился десант врангелевских войск под командованием генерала С. Г. Улагая, закончившийся провалом. Тем не менее, вооруженная борьба кубанского казачества в рядах бело-зеленого движения продолжалась вплоть до середины 20-х годов. Из 20 тысяч эмигрировавших кубанских казаков более 10 тысяч осталось за границей навсегда.

    Кубань дорогой ценой заплатила за установление советской власти. Из меморандума Краевой Рады известно, что только за весну-осень 1918 года здесь погибло 24 тысячи человек. Советские источники дают не менее устрашающую картину белого террора. Тем не менее, в 1918 г. - начале 1920г. краю удалось избежать негативного воздействия политики военного коммунизма и расказачивания, так как с осени 1918 года и до весны 1920 Кубань находилась в тылу деникинской армии. В совокупности с мощным сельскохозяйственным потенциалом, наличием портов это создало, сравнительно с другими регионами России, более благоприятные условия для экономического развития. То же можно сказать и о положении дел в сфере культуры и просвещения. В годы гражданской войны Екатеринодар стал одной из малых литературных столиц России. Если накануне Первой Мировой Войны на Кубани насчитывалось 1915 учебных заведений, то к 1920 году их стало 2200. В 1919 году в Екатеринодаре был открыт Кубанский политехнический институт, а в 1920 - Кубанский государственный университет.

    Драматизм противоборства сил старого и нового, столкнувшихся на Кубани как "лед и пламень", ярко запечатлен в образных названиях книг о гражданской войне в крае. Это воспоминания Р. Гуля "Ледяной поход" и повесть А. Серафимовича "Железный поток", посвященные героическим походам Добровольческой и Таманской армий. Трагедия братоубийственной войны нашла свое отражение в названии романа А. Веселого "Россия, кровью умытая", повествующего, в том числе о событиях, происходивших на Кубани. В сжатой и откровенной форме передает настроения казачества на различных этапах революции и гражданской войны лаконичный язык частушек той поры: "Мы не большевики и не кадеты, мы - казаки-нейтралитеты", "Офицерик молодой, погон беленький, не ходи ты на Кубань, пока целенький" и, наконец, "Господа большевики, не трудитесь даром, казака не помирить с советским комиссаром".

    источник: http://admkrai.kuban.ru/


    Copyright MyCorp © 2024