|
КОГО
СЧИТАТЬ КАЗАКОМ? Материал взят «Родимый край»
В связи с бурным развитием казачьего
движения, наконец-то признанного законодательно, все чаще приходится слышать
один и тот же вопрос: "Кого считать
казаком?" В этой статье я постараюсь дать как можно более полный
ответ, отражающий мнение Союза казаков Области Войска Донского (ОВД).
Итак, наше казачье
движение с первых же дней своего существования провозгласило, что казаки - это
четвертый восточнославянский народ и что возрождение наше - возрождение
национальное, а не сословное. Кстати, Указ Президента РФ о реабилитации
казачества подтвердил отчасти провозглашенные нами принципы.
Отталкиваясь от них, Союз
казаков ОВД выработал свою концепцию понимания казака, как представителя
казачьего народа. Так кого же мы считаем казаком?
Во-первых, всякого донского казака, причем по
обеим линиям, т е. и по отцовской и по материнской. Первый Большой Круг казаков
Дона признал природными донскими казаками всех, в чьих жилах течет хоть капля
казачьей крови и кто имеет казачье национальное самосознание. К этой категории
относятся как все потомки донских казачьих родов по всем линиям так и, приемные
дети донских казаков, что имеет глубокие традиции в казачестве.
Во-вторых, считается
казаком на Дону представитель любого другого казачьего войска или казачьей
общины, существовавшей до 1917 года, а именно: Кубанского, Терского,
Астраханского, Уральского, Оренбургского, Сибирского, Енисейского, Иркутского,
Забайкальского, Уссурийского. Амурского, Семиреченского казачьих войск и
Якутского казачьего полка.
В-третьих, казаки
ликвидированных царями казачьих войск и групп:
Бугского, Черноморского (Приднестровского), Волжского казачьих войск, а также
казаки тюменские, сахалинские, камчатские и курильские.
В четвертых,
казаки-булавинцы, т. е. русскоязычные жители территорий, отобранных у Войска
Донского Петром Первым за Булавинское восстание.
Это: жители южных районов Воронежской области (Богучарского Петропавловского,
Верхнемамонского и Калачевского районов) и воронежского Похоперья
(Борисоглебск, Новохоперск), жители Луганской области по рекам Айдару, Деркулу
и Донцу, жители Белгородской области по Айдару (Ровеньковская станица),
оскольские казаки. Эта категория чудом сохранилась и сейчас возрождается
остальным казачеством и, - конечно же, имеет равные права с остальными донцами.
Так, к примеру, созданы инициативные группы казаков булавинцев в местах бывших
казачьих станиц - Богучаре, Петропавловске и Верхнем Мамоне. Казаки этих станиц
входят в наш Верхне-Донской округ.
В-пятых, казаки-запорожцы,
именно запорожцы, т. е. родовые этнические казаки. Сейчас на Украине
возродилось Низовое Войско Запорожское, дружески настроенное по отношению к
Дону. Требования запорожцев сходны с требованиями донцов, среди запорожцев
немало донских казаков! В определении потомков запорожцев из среды
украиноязычного населения запорожцы готовы оказать посильную помощь.
В-шестых, сословных
казаков других народов, делающих войти в состав казачьего народа: К сословным
казакам относятся потомки тех, кто в старину писался как "русский
казак", "украинский казак", "казак-калмык", т. е.
"казаки" другой национальности, чье казачество заключалось в несении
службы в казачьих частях. Здесь можно назвать казаков: русских (елецкие и
липецкие, слободские), украинских (реестровые и слободские), калмыцких (с 1917
года - весь калмыцкий народ), башкирских, мишарских, осетинских, бурятских,
тунгусских, черкесских.
Однако, в связи с ликвидацией
казачьих сословий в данных народах перед потомками названных казаков встанет
вопрос: либо влиться в свой родной народ и раствориться, либо влиться в казачий
народ. Имеются примеры и того и другого.
Так, в Войсковом правлении
Всевеликого Войска Донского работал старшиной по экологии Фердинанд Гафарович
Ялалетдинов - потомок мишарских казаков Оренбургского Войска. Его предки были
мусульманами, но, Ялалетдинов принял православие и полностью оказачился.
Понятно, что он пользуется равными правами с донцами.
В-седьмых,
восстанавливаются в правах т. н. "казаки-лишенцы". До революции
царизмом проводилась специальная политика по отношению к казачеству, которую можно
назвать "ориентацией на отцовскую линию". Казаком считался тот, у
кого отец был казак. Мать же в расчет не бралась. Теперь же, все те, у кого в
роду до революции имелись женщины-казач-ки, имеют право называть себя
природными донскими казаками.
В-восьмых, казаки,
принятые в период с 1918 по 1920 гг. По приказу П. Н. Краснова с 1918 года
получали статус казака те, кто воевал в Донской армии. Всякий иногородний,
вступивший в эту армию, автоматически становился казаком и получал казачьи
права.
В девятых, восстановлен
статус приписного казака. Хуторская община может принять в свой состав
приписным казаком любого человека православного вероисповедания. Этот акт
подтверждается станичным, окружным и войсковым атаманами и священником. Он
означает получение "донского гражданства", а не казачества как
нацио-нальности. Ведь нельзя же немцу "вступить" в русские, как
нельзя "вступить" в казаки. Только дети приписного будут природными
казаками, т. к. казачья среда ассимилирует их.
Все перечисленные категории,
представители которых имеются на Дону, будут пользоваться равными правами на
землю и Дон, ибо они составляют казачий народ.
Теперь стоит обратиться к
двум не менее жгучим вопросам сегодняшнего дня: "Как быть с
женщинами?". "Как быть с иногородними?".
В 1917 году атаман Алексей Максимович Каледин уравнял казаков и казачек в
правах. Нынешнее казачество верно заветам предков. Донская казачка имеет равные
права на участие в выборах и общественной жизни. Правда, я думаю, некоторый
консерватизм у казаков в этом вопросе есть, поэтому, вероятно, в ближайшее
время атаманш мы не увидим. Но казачье движение по Дону привлекает в свои ряды
все больше казачек, создан Союз донских казачек, имеются женские каза-чьи
организации в 5 округах Войска Донского. Именно сейчас, в дни бездуховности и
засилья массовой культуры, мужского пьянства, возрастает роль матери-казачки,
которая должна воспитать настоящего казака.
И последнее. Об
иногородних. Тот же генерал Каледин уравнял в правах казаков и иногородних.
Союз казаков считает, что коренные иногородние имеют право на донскую землю и
Дон, имеют право на выдвижение своих представителей ("иногородний
список") на Войсковые Круги Дона. Большая часть иногородних уже давно
смешалась с казаками и ассимилировалась.
К этому имеются все
условия: идет смешение казаков и иногородних (замужества и женитьбы), имеется
статус приписных казаков. Иное дело представляют люди с иной верой (мусульмане,
протестанты) и другие. Казаки выступают против наделения их правами на землю и
прочее, т. к. это иногородний элемент; не смешивающийся с казачеством и
отстаивающий воинственную религию, несущий произвол и коррупцию в донские
станицы. Те, кто живет с миром на Дону, кто уважает обычаи коренного народа -
казаков, никогда не будут притесняемы. Это говорит вся история донских казаков.
Юрий КАРТАШОВ
Атаман Верхне-Донского округа
| |